Евгения (evgenia) wrote,
Евгения
evgenia

Categories:

Альфред Адлер. Король комплексов

"Чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности…" - к такому сакраментальному выводу пришел австрийский психиатр и психолог Альфред Адлер. Впервые термин "комплекс неполноценности" в психологию ввел Адлер. Пережив не одну тяжелую болезнь в детстве, он был убежден, что комплекс неполноценности в формировании личности может стать компенсацией за пережитые душевные травмы, за физические недостатки. История знает много таких примеров, когда этот комплекс порождал невероятные амбиции, и человек обретал звездную судьбу, или такую полноту власти, ставшей тиранией для народа.
Этот же комплекс, предупреждал Адлер, может стать причиной необъяснимой невротической тревоги у человека.
Адлер был младшим коллегой Фрейда, его учеником, но у него были серьезные расхождения со своим учителем, что привело к неминуемому разрыву…

"Из вашего мальчика получится только сапожник"-такой диагноз поставили однажды Альфреду Адлеру.
"второгодник, двоешник, больше он не на что не годился".
Прошло много лет и не на что не годный мальчишка стал всемирно известным врачом.
основал школу индивидуальном психологии, изъездил с лекциями всю планету.
у него тысячи последователей , учеников.
В чем секрет Вашего успеха?-люди часто его об этом спрашивали.
а он отвечал-"Всему в жизни я обязан детским комплексам"!

чувство неполноценности присуще каждому человеку.
и именно это чувство заставляет нас двигаться вперед.
Адлер тому пример.
он был в детстве проблемным ребенком.
и когда он заболел пневмонией - врач от него отказался, сказав. что это безнадежный случай.
(как мы понимаем, все обошлось)....
потом он напишет книгу, где утверждает, что у больных детей больше шансов состояться в жизни.
ведь у них есть преимущество-их болезнь.
"Почти у всех выдающихся людей, мы находим дефект какого-либо органа. Складывается впечатление, что они
очень страдали в начале жизни. но боролись и преодолели свои трудности".

Сам А.Адлер был живым подтверждением своей теории.
В 1888 году ему еще 18 лет, бывший неуч, он поступает в Венский университет.
бывший слабак-он пышет здоровьем и силой.
Как же состоялось превращение из гадкого утенка в прекрасного лебедя?
когда ему в школе говорили,что из него может получится только сапожник,
он начал развивать свои интеллектуальные способности.
его когда-то хотели исключить из школы,но когда отец его заставил выучить математику,
он в дальнейшем стал самым лучшим учеником в классе по математике. :)
сумел побеждать и свои болезни, хотя когда-то врачи отправляли его на тот свет.
и именно тогда, когда пережил пневмонию, решил стать доктором.

до 4 минуты писала.
вообщем, рекомендую, хорошее видео.

Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядок рождения, как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же нет идентичного социального окружения. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей — все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.

По Адлеру, порядок рождения (позиция) ребенка в семье имеет решающее значение. Особенно важно восприятие ситуации, что скорее всего сопутствует определенной позиции. То есть от того, какое значение придает ребенок сложившейся ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения на стиль жизни. Более того, поскольку это восприятие субъективно, у детей, находящихся в любой позиции, могут вырабатываться любые стили жизни. Однако в целом определенные психологические особенности оказались характерными именно для конкретной позиции ребенка в семье.

Первенец (старший ребенок). Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он — единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было «как полагается». Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие драматическим образом меняет положение ребенка и его взгляд на мир.

Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка, как положение «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение за возвращение прежней центральной позиции в семейной системе с самого начала обречено на неудачу — прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием. В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.

Единственный ребенок. Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.

Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями или сестрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Второй (средний) ребенок. Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить. «Он ведет себя так, как будто состязается в беге, и если кто-нибудь вырвется на пару шагов вперед, он поспешит его опередить. Он все время мчится на всех парах» (Adler, 1931, р. 148).

В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач. Интересно отметить, что Адлер сам был средним ребенком в семье.

Последний ребенок (самый младший). Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишения трона» другим сиблингом и, будучи «малышом» или «баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.

Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Адлер иногда говорил о «борющемся младшем ребенке», как о возможном будущем революционере.

Каждый из вышеприведенных примеров представляет собой стереотипное описание «типичного» старшего, единственного, среднего и самого младшего ребенка. Как отмечалось ранее, не у каждого ребенка стиль жизни полностью совпадает с общими описаниями, данными Адлером. Он утверждал лишь то, что позиция каждого ребенка в семье предполагает наличие определенных проблем (например, необходимость уступать центральное положение в семье после того, как был объектом всеобщего внимания, конкурировать с теми, у кого больше опыта и знаний и тому подобное). Интерес Адлера к взаимоотношениям в контексте порядка рождения являлся, таким образом, ничем иным, чем попыткой исследовать типы проблем, с которыми сталкиваются дети, а также решения, которые они могут принимать, чтобы совладать с этими проблемами.
источник

Адлер не настаивал на своем, да порядок рождения важен.
но не менее важен климат в семье и т д.

В 1901 году Адлер зачитывался книгой Фрейда-"толкование сновидений", и написал пару рецензий.
они понравились Фрейду и он его пригласил к себе, в свое психоаналитическое сообщество,
без связей и т д.как сегодня мы бы сказали. благодаря Фрейду он делает головокружительную карьеру.
в 1910 году его избирают президентом венского психоаналитического общества.
казалось бы, Адлер должен носить Фрейда на руках, но еще через год он со скандалом выходить из сообщества.
и прилюдно называет Фрейда- нетерпимым старикашкой., а тот в ответ ставит ему диагноз параноик))))
многие искали в этом личную подоплеку, но развела ученых наука.
Адлер говорил, что основным двигателем человека была цель.
а Фрейд считал, что это секс.


их ссора продолжалась до конца их дней.
Фрейд считал его предателем .
он не просто вышел из кружка, но и увел его лучших учеников и разработал свою концепцию.

Адлер считал, что человек тогда может считаться состоятельным, когда смог жить не только для себя, ног и для других.
он хотел глобально помощь человечеству.
в первую мировую войну пошел обычным врачом помогать.
война для него-обычный психоз, бессмысленная бойня.
в которой кто-то расплачивается за чужие амбиции....
Адлер лечит раны военных, но видит, как война порождает массу комплексов у них. и т д
(колечит их не только физически , но и духовно, которые не вылечить даже победой).
он понимает,что запретить войну не в его силах, зато можно повлиять на будущее.
в 1919 году вернувшись с войны, он делает то, что до него никто еще не делал.
открывает в Вене первый реабилитационный центр для подростков.
ребенка нужно уважать, к нему нельзя только силу применять!!!
для нас сейчас это норма, а тогда это было не так.
то есть Адлер совершил революцию в этом.

он также думал, что уважение должно быть и в политике.
ему казалось, что первая мировая война послужит всем уроком.
и политики не допустят новой кровавой бойни.
увы, но он ошибался.
1933 год-Германией управляет Гитлер.
в воздухе запахло новой войной.
Адлер сказал бы, что у Гитлера тоже комплекс неполноценности только гипертрофированный.
он не смог проявить себя в положительном чем-то, зато в плохом смог.

не дожидаясь войны, Адлер иммигрировал в Америку.
кто-то считает его трусом, а кто считает , что у него не было выбора, так как он был евреем.
у Адлера было 4-ро детей.
двое детей пошли по его стопам в профессиональном плане и уехали вмести в ним.
а двое других детей решили искать спасения в СССР., и где-то погибли в Сталинским лагерях....

жизнь Адлера-это пример того, как положительно можно прожить жизнь.
Он всему, чему учил других, сам применял в своей жизни.
Он дал людям то, чего не смог дать фрейд-он дал людям надежду!
в эпоху социальных кризисов и т д- его учения были настоящей панацеей., спасательным кругом для тысяч и миллионов.
Великий психолог стал великим именно потому, что вернул людям веру в себя!
он научил их тому, что человек-это не игрушка в руках темных страстей, а сознательный творец своей жизни.
и своей собственной судьбой доказал, что человек может достичь любых вершин,
если все время идти вперед и  ставить себе ПРАВИЛЬНЫЕ ЦЕЛИ!
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author